Коротко о композиции

Это небольшая лекция, которую я написала еще весной.
Повторяю ее.
Не пытайтесь сразу все запомнить, это на начальном этапе просто ознакомительная статья.

Композиция в листе

 

 

В данном случае я объясню простейшие законы компоновки в листе, которые наилучшим образом воспринимаются человеческим глазом. В более сложные варианты и нюансы углубляться не буду на данном этапе.

 

Итак, начнем с простого - размещение предметов относительно верхней и нижней части листа.

В академических постановках часто принято размещать композиционную группу так, чтобы отступ от низа листа был раза в 2-3 больше, чем от верха. Но, здесь нужно учитывать то, что часто драпировка или часть заднего фона (если он интересен) также являются частью композиционной группы. В любом случае, от низа должен быть заметный отступ, плохо, когда предметы натюрморта идут очень близко к нижнему краю листа.

Для того чтобы хорошо скомпоновать предметы, необходимо их для начала красиво расставить, вы – хозяин своей работы, вы выбираете те предметы, что вас вдохновляют, и знаю простые гармонические законы расположите предметы так, чтоб в натюрморте была жизнь.

На начальном этапе обучения откажитесь от «кадрирования» предметов, это вас запутает, так как плохо зная законы простой композиции, вы не сможете художественно качественно кадрировать.
 

Дальше рассмотрим такую вот композиционную сетку (пока упрощенный вариант), которая сможет помочь вам иметь более полное представление о важных областях и точках на листе.

 

Внимание на сетку – она расчерчена серо-голубым. Зеленые линии- важные линии для размещения стратегически важных предметов, особенно хорошо эти линии подчеркнуть вертикальным предметом (к при меру бутылкой) это не значит, что по обе стороны необходимо делать акценты. Вы выбираете, какую сторону хотите подчеркнуть, эта линия находиться на месте, которое хорошо воспринимается человеческим глазом.

Красная точка в центре - думаю понятно, это – центр листа, он тоже является хорошей точкой для акцентов,  также красные точки на пересечении диагоналей помогут вам обратить внимание на детали, или хорошо подчеркнуть крайние точки очертания предметов.

Все серо-голубые линии также являются вспомогательными при компоновке. Если в размещении предметов вы будете ими руководствоваться, как направляющими, подчеркивая их движение, композиция будет более гармонична.

 

Рассмотрим примеры простой компоновки нескольких предметов по сетке

 

На первом эскизе можем наблюдать, как бутылка и груша подчеркивают вертикальные зеленые линии, так же центр листа подчеркнут краем горшка ( средняя линия также делит горшок пополам), горлышко бутылки заканчивается на месте красной точки, груша и яблоко также подчеркивают красные точки.

На втором эскизе мы можем наблюдать, как виноград выгодно подчеркивает диагональ, а также размещен на красной точке. Груша подчеркивает краем зеленую линию. Середина (начало хвостика) тыквы находится четко в центре листа. Само размещение тыквы и фруктов будто по спадающей (по уменьшению роста) создают некоторое движение в композиции. Я подчеркнула это также резкой темной складкой за тыквой, которая идет почти по данной диагонали. Угол нашего стола, на котором размещен натюрморт, упирается в край листа и находиться четко по середине, это также является хорошим акцентом.

 

Все это работает точно так же на любом другом формате листа (горизонтальном, вытянутом или квадратном).

Также интересно использовать размещение вдоль волнообразных линий, компоновку в треугольник, в полукруг, круг и еще множество вариантов, но это уже боле сложный курс композиции.

 

Что же такое художественное мастерство и качественная компоновка? Это - прежде всего хороший вкус, воспитанный на созерцании и анализе шедевров классики, а также анализе работ, в которых мы можем заметить дисгармонию и ошибки.

Это мы и сделаем, для закрепления материала

 
 

 

Очень четко и доступно написано. Спасибо (:
Как четко и просто написано)) спасибо))